Раннее развитие малыша. Когда? Как? Где?

“Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, 
а огонь, который надо зажечь”.

 

Когда мама, гуляя с коляской, в первый раз узнает от других родительниц, о том, что рядом с их домом есть «центр раннего развития детей», она тут же решает: «Надо!» Она обязательно узнает, с какого возраста там занимаются, конечно же, очень заранее записывается и с нетерпением ждет заветных 9-12 месяцев. Задумывается ли она в этот момент, что есть «раннее развитие»? чем будут заниматься с ее малышом и будет ли от этих занятий польза?

Наверное, многие сознательные мамы начинают читать литературу, разбирать методики, примерять для своего малыша тот или иной подход… но есть такие, как автор данной статьи, кто просто зачарован словосочетанием «раннее развитие» и возможностью дать что-то дополнительное своему ребенку. При этом автор в суть теории особо не вникал и находил подходящих для себя и детки педагогов методом проб и ошибок (он же метод «научного тыка»). Приобретенным опытом с небольшой теоретической основой и хочется поделиться с будущими и молодыми мамами, потому что не успеете вы порадоваться первым словам малыша, как станет очевидно, что маленькому профессору требуется больше практики и открытий, чем можете предложить вы и детская площадка под окном.

 

Что такое раннее развитие?

Можно очень долго вникать во всевозможные теории и методы раннего развития в поисках глубоко научной и всеобъемлющей формулировки, но, мне кажется, наиболее точное определение раннего развития сформулировала Лена Данилова, известный специалист по раннему развитию детей:

«Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения. Раннее развитие - это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.
Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства, и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно».

Можно приобрести  ребенку 100 DVD «Маленький Эйнштейн» и посадить его перед телевизором, а самой пойти поболтать с подругой по телефону. Будет ли это называться ранним развитием? Сомневаюсь.  А можно скупить все пособия Монтессори и гордо выставить их по всей детской. Возможно, с какими-то из них малыш даже будет иногда играть, но без правильной презентации (подачи) материала, без дружеской поддержки и вовлеченности мамы толку от этого дорогого и красочного хозяйства не будет. Как верно замечает руководитель одного из Монтессори-центров для детей: «Первый год мы работаем больше с родителями». И правда, на хороших занятиях будут, в первую очередь, маме объяснять, как общаться с малышом, как подавать ему материал, как получать пользу, и как уважать выбор своего чада.

 

Когда начинать занятия по раннему развитию?

Ребенок рождается с огромным потенциалом, большим, чем мы можем себе представить. К примеру, у новорожденного ребенка на 300% больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области и полушария связаны друг с другом (Анохин К. В., 2000). Это означает, что практически все клетки связаны между собой, и когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают его, по его нервным волокнам бегут электрические импульсы, упрочняя связи между нейронами. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочниться, исчезают, и большая часть нервных клеток, которая осталась без связей с другими нейронами, отмирает (Анохин К. В., 2000). Таким образом, то, что мы не используем, мы теряем. Именно поэтому настолько важно, как можно раньше начать развивать ребенка.

 

Хочется отметить, что раннее развитие начинается не на занятиях, а дома, с первых дней появления малыша. Собственно и сами занятия – лишь дополнительный стимул маме получить новые знания и уделить всю себя малышу.

Раннее развитие - «это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств. Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений. Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее. Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно). Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз. Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой. Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.» (Л. Данилова)


Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор.

Методики раннего развития

Существует множество программ раннего развития, по сути, любой педагог может утверждать, что его методика является авторской. Но ,так или иначе, все они основаны и используют материалы и подачу нескольких основных  методик:

 

Монтессори

Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям. Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".

Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь, ее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенок учится на глаз оценивать количество и объем предметов независимо от формы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметами развивают когнитивную карту мозга малыша.

Говоря о системе Монтессори важно отметить, что сама Мария Монтессори разрабатывала систему занятий с детьми от трех лет (!). Сертифицированные центры и дипломированные специалисты для занятий с детьми от 8-ми месяцев до 3-х лет есть только на Западе. Таким образом, первое, на что нужно обратить внимание, выбирая центр раннего развития – формулировка названия: может быть «центр раннего развития с ЭЛЕМЕНТАМИ системы Монтессори», т.к., еще раз повторюсь, Мария Монтессори не разрабатывала Монтессори-материалов (а их дизайн не менялся за последние 100 лет) для детей младше 3 лет. То, что используется на занятиях с малышами, в основном предназначено для детей с ограниченными возможностями или придумано самими педагогами.

Или, к примеру, Мария Монтессори не признавала сказки, считала их вредными для впечатлительной нервной системы ребенка. Но навряд ли Вы найдете занятия, где не будет игрушек, персонажей сказок, книжек с волшебными превращениями и т.д. Понятно, что ни вы, ни ваш ребенок против сказок, скорее всего,  ничего иметь не будете, но на этом примере можно легко понять знакомы ли вообще педагоги центра раннего развития с основами системы Марии Монтессори.

 

Глен Доман

Целью, которую поставил себе Доман, является – “дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей.”

Доман хорошо знает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей.

По мнению Домана, лингвистические способности – врожденная функция человеческого мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают. Исходя из этого, идея “готовности к чтению” (а также все другие “готовности”) является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается – случайно или с какой-то целью – она не появится вообще.

Доман считает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, - это числа, такие как: один, два, три, четыре, пять, шесть, - то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого он делает вывод, что математические способности – также неотъемлемые функции человеческого мозга. 

Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.

Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.

Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого.

 

Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него “ходячую энциклопедию”), но не учат думать (использовать полученные знания).

Как считает известный психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская: «Взрослый человек большую часть информации получает, читая, но она ложится у него на уже сложившийся базис понятий, которые он получил в раннем детстве. У ребенка такого базиса нет, и поэтому прочитанному не на что опереться и не к чему пристроиться.

Специфика детского восприятия состоит в том, что лучше всего они усваивают только то, что видят и слышат, то, что получают в непосредственном общении со взрослыми. Но видеть они должны не знаковые символы (цифры и буквы), а объекты внешнего мира и взаимоотношения в группе людей.»

 

Сесиль Лупан

В отличие от Глена Домана, который наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир, Сесиль Лупан, наблюдая только двух своих дочек, очень тонко чувствует их и пытается дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется. У Домана более четко все расписано по возрастам среднестатистических детей, у Лупан же – по возникновению интереса, с учетом склонностей детей. Сесиль Лупан более тонко, более индивидуально, подбирает методы обучения. 

В то же время, в своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных (по методике Клэр Тиммерманс). Она составила целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. 

Те результаты, которых она достигла, и те способы, которыми она их достигала, в приятной форме описаны в ее книге “Поверь в свое дитя”. Читая ее книгу, любой родитель, подготовленный или начинающий, найдет массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.

 

Никитины

Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей (16, 17).

Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка" (16).

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления.

 

Т. к. в основном никитинские игры направлены на развитие логики и построение образов, они не могут быть единственным средством развития ребенка. Они могут быть только дополнением к другим методикам, в которых представлен весь спектр дисциплин, направленных на всестороннее развитие ребенка. 

Н. А. Зайцев

Младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не слышно отдельных букв, всегда только слоги. Ученые, занимающиеся этой проблемой, открыли, что традиционный, вербально-фонемный, принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные “элементики”. Ими было установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы.

 

Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай Александрович Зайцев (р.1939), настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка. 

Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается в игровой форме, поэтому дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, когда – поодиночке.

Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).

 

Безусловным достижением автора является системный подход к такому предмету, как математика. Предлагаемая автором методика основана на системе таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, и какие действия можно с ними производить. Зайцев в доступной форме рассказывает, откуда взялись дроби и степени, и что можно с ними делать. Эта методика рассчитана на детей 3 - 4 лет, но ее также можно использовать и для учеников начальной школы.

 

Ранний Английский Хелен Дорон для детей

Родом из Англии, Хелен Дорон является всемирно известным квалифицированным лингвистом, получила степень бакалавра языкознания и французского языка и является магистром лингвистических наук. Еще в начале своей карьеры преподавателя английского, Хелен поняла, что в стандартных методах обучения отсутствовал важный элемент, и что дети теряли драгоценную возможность.

 

Она решила, что стандартные материалы и методы обучения на самом деле замедляют развитие детей, фокусируясь больше на технике чтения и письма, и упускают из виду, что в основе овладения языком лежат процессы говорения и понимания языка.

 

Она намерена была создать собственную универсальную систему обучения, которая бы предлагала веселые и яркие условия обучения, стимулирующие эмоциональную, физическую, творческую и интеллектуальную активность детей всех национальностей используя специальную разработанную ею самой схему и методику обучения. В 1985 Хелен основала свой первый Центр Раннего Развития Ребенка, главной идеей которого было обучение детей английскому таким же способом, каким они учат свой родной язык.

 

Занятия проходят в очень позитивной атмосфере с разнообразнейшими самодельными пособиями, педагогу удается в течение 45 минут удерживать внимание деток. Плюс к одному занятию в неделю родители покупают так называемый «рабочий портфель» с учебником в картинках, 4-мя дисками с песнями и книжкой с простыми сказками для закрепления пройденного на занятиях материала.

 

 

В заключение обзора основных методик раннего развития хочется еще раз процитировать Ж. В. Цареградскую: «Интересен тот факт, что подавляющим большинством разработчиков идеи раннего развития являются мужчины: Глен Доман, Масару Ибука, Никитин, Зайцев, Чарковский, Гуттерман. Однако сегодня в психологии и психиатрии доказано, что в отличие от женщины, мужчина не способен к идентификации себя с ребенком раннего возраста. Идентификация с ребенком, это особое состояние женщины-матери, позволяющее ей точно понимать все потребности малыша. Именно поэтому в древних обществах мужчина допускался к воспитанию только после исполнения ребенку 3, а то и 7 лет. В некоторых русских деревнях для мужчины считалось позором, принимать участие в воспитание детей до 3 лет.

Формирование эмоционального опыта ребенка раннего возраста чрезвычайно важно для развития у него нравственных понятий. Вся информация должна быть пронизана чувствами. Понятия о добре и зле, счастье и горе, и даже понятие о светлом утре, жарком лете, опасной поездке, уютной комнате и старом диване складываются только тогда, когда ребенок непосредственно наблюдает проявления чувств и эмоций, характеризующих эти понятия. А можно ли вложить глубокие и возвышенные чувства в таблицу умножения и счет?»

 

Так что любой выбор должен быть сделан исключительно исходя из интересов и желаний ребенка. Пусть учится читать, если у него есть неподдельный интерес к буквам и чтению как явлению, пусть учится считать, если приносит сам книги с цифрами и просит вас с ним вместе посчитать. Но не нужно впихивать в маленького ребенка знания, которые ему не интересны, малопонятны и мешают получить необходимые в этот момент развития навыки и умения.

 

Принципы раннего развития

Если Вы решили заняться со своим ребенком по какой-либо методике раннего развития - не важно будете вы делать это дома или в детском центре – стоит определить для себя несколько принципов, руководствуясь которыми, вам с малышом будет легче получить от занятий результат, и что еще важнее – удовольствие.

 

Ответьте себе на вопрос: «Зачем мне это нужно?» Раннее развитие это образ вашей с малышом жизни, постоянная включенность мамы в интересы своего чада, желание предугадать дальнейшее направление его развития и предлагать материалы на пол шага впереди распространения его интересов. Поход два раза в неделю на занятия не наполняет жизнь малыша настолько, чтобы в остальное время вы могли заниматься своими делами с чувством выполненного долга. Занятия – это всего лишь дополнительный стимул для поиска новых возможностей совместного творчества и развития, возможность посоветоваться с педагогом и психологом. Основное же «раннее развитие» происходит дома, с мамой.

Очень часто «раннее развитие» это проблема родителей, а не детей. Родителей, которые хотят сделать из своего малыша гения, рискуют вместо радостного сотрудничества с малышом, вместо бескорыстного восхищения его совершенно неожиданным успехам превратить его и свою жизнь в унылую дрессировку.

 

Для того, чтобы в дальнейшем не метаться лучше заранее познакомиться с существующими педагогическими системами (сейчас существует масса литературы, курсы для родителей и т.д.) и выбрать то, что оптимально подходит для вас и вашего малыша. Возможно, это будет сочетание элементов разных, но не взаимоисключающих методик, но лучше продумать это заранее. С другой стороны, если вы начали занятия, а малышу явно некомфортно, не стоит настаивать. Лучше недели на две прекратить заниматься, а потом начать по-новому. 

 

Стоит обсудить свои планы с близкими членами семьи, хотя бы с теми, кто живет с вами и принимает участие в воспитании ребенка. К примеру, один отец-мусульманин устроил настоящий скандал на занятиях раннего развития с элементами Монтессори, когда увидел как его двухлетний сын с удовольствием подметает и моет игрушки в уголке «практической жизни», занимаясь, по мнению возмущенного родителя «немужским делом».

 

Как выбрать центр раннего развития?

Если вам кажется, что рядом с вашим домом нет ни одного центра раннего развития, скорее всего вы ошибаетесь, и стоит просто навести справки на площадке у мам с детками 2-3 лет, в интернете, посмотреть рекламу в региональных изданиях для родителей.

 

Выбирая центр раннего развития вы должны учитывать, сколько времени занимает дорога туда, и, тем более, обратно, до дома, когда ребенок устал и голоден. Для «годовичков» более чем достаточно занятия в час-полтора. Но если вы видите, что малыш к концу занятий слишком устает, становится раздражительным, не стоит вымучивать положенное время, а можно просто уйти на 20 минут раньше.

 

Вообще вы должны ориентироваться целиком на желания и эмоции ребенка. Не стоит посещать занятия, где малышу явно дискомфортно, либо заставлять ребенка делать то, что ему делать совсем не хочется (к примеру, очень многие мальчики не любят танцевать, и эту часть занятий лучше провести  играя или читая с обоюдным удовольствием, нежели таскать орущее чадо по кругу за всеми остальными танцующими детьми).

 

Программа занятия должна быть разносторонней и интересной, чтобы удерживать детское внимание. Педагоги обязательно должны обсуждать с вами достижения вашего ребенка, учить обращаться с тем или иным развивающим материалом, отслеживать, чем в данный момент развития интересуется ребенок и предлагать новые занятия, которые должны помочь ребенку расширить его познания в интересующей его в данный момент области.

Еще раз отметим – Мария Монтессори разрабатывала методику развития детей c 3х лет. Центры Монтессори со специализацией по детям от 8 месяцев до 3х лет есть в Америке и Европе. В нашей стране нет специалистов с международными дипломами для этой возрастной группы детей. Постарайтесь выяснить, понимают ли это в центре раннего развития, который вы хотите посещать. Тоже самое касается и любой другой методики – не поленитесь потратить час в интернете, чтобы выяснить, что стоит за красивыми названиями методик и пособий и тому ли в действительности учат ваше чадо. Удачи!

Календарь беременности .ру

 

Вам будет интересно:

Рост ребенка по месяцам

Новые статьи:

Комментарии


Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться.

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100